Проекты
Академии гастрономической науки и культуры
Проекты, подготовленные Академией и предлагаемые для реализации заинтересованным лицам и организациям.
I. Образовательно-воспитательный проект «Воспитание вкуса»
Цели: распространение информации о традициях питания народов России и мира среди детской и юношеской аудитории; продвижение идей рационального, традиционного и здорового питания; пропаганда бережного отношения к еде, сохранения окружающей среды, воспитание семейных ценностей и патриотизма. Распространение практик, направленных на повышение качества питания с опорой на местные традиции.

Возрастная аудитория: 3-17 лет.


Мероприятия:
• Чтение публичных лекций и проведение круглых столов, воркшопов и мастер-классов; онлайн лекции;
• Выпуск книг (от комиксов с картинками до популярной литературы), познавательных фильмов разных уровней, мультфильмов;
• Размещение фильмов и передач по тематике Академии на телевидении и в сети Интернет (работа с федеральными каналами, создание своего канал на Youtube);
• Запуск информационно-просветительского интернет-канала, посвященного проблемам истории и традиций питания; информационное наполнение, документальные фильмы, репортажи, тренинги, вебинары и другие формы коммуникационного воздействия;
• Выпуск научно-популярного журнала о еде для детей и юношества;
• Разработка детских игр от детсадовского возраста до компьютерных игр и мобильных приложений;
• Создание и ведение научно-популярного портала по истории еды.

II. Научно-просветительский проект
Гастрономический (кулинарный) атлас России. Энциклопедия кулинарных традиций народов России
Цель: сохранение культурно-бытовых традиций народов России, находящихся под угрозой исчезновения в современных условиях глобализации. Еда является неотъемлемой часть традиционных знаний – народных знаний и практик, носящих прикладной характер, передаваемых устно из поколения. России – многонациональной стране с мультикультурным окружением, в которой есть, что сохранять для будущих поколений.

Мероприятия:

• привлечение ведущих ученых – этнологов, историков, филологов, культурологов;
• привлечение людей, вовлеченных в предпринимательскую деятельность, связанную с производством традиционных продуктов питания, музейных работников, журналистов, блогеров, поваров;
• главное: использование корреспондентов на местах, главным образом, сотрудников и студентов региональных вузов, для сбора информации о бытовании тех или иных традиций у разных народов России. Запись важнейших рецептов.
• полевые экспедиции по особо важным с гастрономической точки зрения районов;
• запись семейных рецептов, опросы и онлайн-голосования;
• работа с литературой и в архивах.

III. Научно-популярный проект
«Жизнь замечательных продуктов»
Цель: Написание и издание серии книг, повествующих о неизвестной истории известных продуктов. (происхождение, исторические факты, роль в культуре и традициях народов, участие в мировых и национальных исторических событиях).

Актуально:
• про еду любят сейчас читать все;
• адресовано любителям истории: незнакомые широкому читателю факты из истории привычных вещей;
• адресовано путешественникам: еда разных народов, традиции питания в разных культурах, фактор узнавания того, что происходило во время путешествия;
• адресовано любителям чтения о повседневной жизни и кулинарии.

Главные составляющие:
• история происхождения продукта;
• история и география распространения продукта;
• роль продукта в национальной культуре различных народов мира;
• «участие» продукта в исторических событиях (например, причины бунтов, великие морские открытия, военные походы);
• продукт в искусстве и художественной литературе;
• интересные, смешные и таинственные факты;
• в конце – самые распространенные рецепты, в том числе из старых кулинарных книг России и мира.

Формат: относительно небольшой, не больше 100 страниц с иллюстрациями.
Предполагаемые темы: соль, чай, картофель, свекла, злаки, шампанское, квас, колбаса, горох и бобовые, кофе, хлеб и другие.
Первая серия: 20 книг. Предполагается около 50 книг.

IV. «Гастрономический образ России в мире»
Цель: создание позитивного имиджа России в мире через распространение достоверной информации о традициях питания и особенностях русской кухни. Воспитание толерантности: еда и межкультурная коммуникация одна из важнейших проблем, знание традиций других народов, их исторические корни и культурная обоснованность являются основой толерантности по отношению к другим культурам, а также залогом успешного международного общения и бизнеса.

Еда – один из важнейших факторов межкультурной коммуникации, ничто не создает столь негативного на физиологическом уровне представления о народе, как непонимание и незнание его пищевых привычек (достаточно вспомнить самый простой пример с корейским деликатесным блюдом из собак). И наоборот, идеализация страны часто связана с преувеличенным восприятием ее гастрономических традиций (вспомним, например, Францию). Россия не только довольно критически воспринимается с кулинарной точки зрения в мире, но и сама способствует подобному имиджу, подчас стесняясь своего на самом деле богатого кулинарного наследия. 

Мероприятия:

• создание информационного сайта на иностранных языках по традициях русской кухни (хорошие образцы есть во многих европейских странах);

• публикация научно-популярной литературы о русской гастрономической культуре и истории на иностранных языках;

• производство коротких информационных фильмов о русской еде и размещение их в интернете;

• проведение лекций, встреч с людьми, связанными с производством продуктов питания, журналистами, блогерами, поварами, специализирующимися на русской кухне.


V. Учебный курс для средней школы
«Основы гастрономического искусства или Еда – дело серьезное»
Цель: создание учебного курса для средней школы. Популяризация знаний о национальных традициях и культуре питания, распространение информации о традициях питания народов России и мира среди детской и юношеской аудитории; продвижение идей рационального, традиционного и здорового питания; пропаганда бережного отношения к еде, сохранения окружающей среды, воспитание семейных ценностей и патриотизма. Распространение практик, направленных на повышение качества питания с опорой на местные традиции. Воспитание толерантности: еда и межкультурная коммуникация одна из важнейших проблем, знание традиций других народов, их исторические корни и культурная обоснованность являются основой толерантности по отношению к другим культурам, а также залогом успешного международного общения и бизнеса.

Мероприятия:
• Подготовка учебных пособий и учебных фильмов для школ; разработка методических руководств для учителей.
• Курс состоит из лекций (читают сотрудники Академии – профессора и преподаватели МГУ имени М.В. Ломоносова, специалисты клиники НИИ питания РАМН, эксперты по протоколу и этикету) и мастер-классов шеф-поваров ведущих ресторанов России и зарубежных специалистов. Лекции и мастер-классы тематически связаны между собой.

Примерная проблематика курса

• Основы здорового питания;
• Еда и межкультурное общение;
• Религиозные традиции разных народов;
• Традиционная русская кухня;
• Кухни народов России;
• Кухня народов мира;
• Праздники России и народов мира;
• Сервировка стола;
• За семейным столом (завтрак, обед, ужин);
• Новый год и Рождество: гастрономические традиции;
• История еды и реконструкция исторических блюд.

VI. Образовательный проект
Высшее гастрономическое образование в России
Цель: создание учебного заведения, первого и единственного в Российской Федерации, дающего образование на всех уровнях от дополнительного до высшего. Подготовка уникальных специалистов по истории, традициям, культуре питания, остро востребованным в сфере журналистики, рекламного бизнеса, связей с общественностью, менеджмента в сфере питания, образования и науки.

Мероприятия:

• Организация высшего учебного заведения, дающего образование в области гастрономической науки, культуры и искусства.

• Создание, разработка и подготовка учебных курсов для системы высшего образования.

• Создание учебного плана по направлению «Искусства и гуманитарные науки» (50.03.01), со специализацией «гастрономические науки»

• Последующее введение в реестр направлений высшего образования Минобрнауки направления «Гастрономические науки».

• Создание партнерских отношений с европейскими школами и университетами, а также американскими университетами.

• Написание, создание и производство учебных пособий, методических разработок, материалов и пособий для детских садов, школ и вузов.

Коммерческие предложения
• Научная экспертиза и консультации в области истории традиции народов России и мира музеям, ресторанам, предприятиям по производству продуктов питания, рекламным агентствам, СМИ, консультации для туристического бизнеса;
• Написание истории производства или отдельных продуктов;
• Исторические и регионоведческие консультации и справки по традиционным блюдам, видам еды, подбор рецептов, оформлению помещений в историко-культурном, литературном или традиционном для разных стран стиле;
• Консультации специалистов-регионоведов по вопросам рекламы продуктов питания в России и других регионах мира, оформлению упаковки;
• Сбор материала, написание сценариев, консультации документальных и публицистических фильмов и радиопередач;
• Сертификация предприятий с историко-культурной точки зрения, составление рейтинга лучших историко-культурных предприятий питания и производителей традиционных продуктов.

Академия гастрономической науки и культуры – автономное некоммерческое объединение – создана усилиями группы ученых-энтузиастов. Это первое и единственное в стране образовательное и научное объединение, занимающееся изучением проблем истории еды. Академия ведет образовательную, информационно-просветительскую, научную и консультативную деятельность.
Тел.: +7 (499) 783-02-64
E-mail: gastak@inbox.ru
119950. г. Москва, Ленинские горы, д.1, стр.13
МГУ имени М.В. Ломоносова,
Факультет иностранных языков и регионоведения
Кафедра региональных исследований
Made on
Tilda